Федор ван дер Вальк

Наверное самое удивительное когда рассматриваешь работы Федора ван дер Валька, это органичность, лишенная каких-либо поисков симметрии и узоров в сетях нитей что поддерживают его String Gardens – висячие сады.
Растения находящиеся в левитации, порой – в полете, живут в земляных шарах покрытых мхом. Законы гравитации и равновесия придают кое-где необычный, даже неправдоподобный уклон его цветам, кустам и деревьям. Широкий диапазон разновидностей, но при этом настойчивое постоянство флоры экзотической и северной Европы.

Что же так проецируется из внутреннего мира, что в его искусстве принимает настолько, с первого взгляда, противоестественный облик? Принюхиваться в таких случаях в сторону детства – банальность, но неизбежно оказывается выгодным. В сети, редкие фотографии Федора чаще показывают его руки чем лицо. И руки эти – явно руки метиса. А у меня при слове « метис » начинает вибрировать нейрон.

На вопрос в лоб, получила ответ в лоб:

« Да, отец у меня голландец, а мать с антильских островов Кюрасао ».

Рассказываю ему про афрорусских метисов, которым сама являюсь, про их форум ВКонтакте. Переписка перетекает в то как пространственно-временные параметры влияют на жизнь метиса.
К кому он себя относит? Кто для него свои?

« На западе все проще, всегда есть группа к которой можно себя отнести. Я никогда не чувствовал дискриминации по отношению к себе » пишет Федор.

Ах да? думала я. Надо покопаться.

Родители его познакомились в Голландии, в 60-70е годы множество молодёжи из бывших колоний ехало в Нидерланды работать. Девушка нашла работу в психбольнице где работал шеф-поваром будущий отец.
Вскоре после рождения, в эпизоде относящемся скорее всего к декомпенсации, отец режет на лоскутья весь гардероб матери в ее отсутствие, после чего оставляет ножницы на постели. Ей остается бежать и просить о разводе.
Когда ему исполняется 17 лет, они переезжают из Амстердама в Кюрасао.

« Оказавшись там, я в лицее тусовался с « светлыми черными » и белыми из Голландии, они были мне ближе. Невеждой был тогда, не имел ни малейшего понятия о том что существует ров между черными и белыми. Я гей, в Голландии это не представляет из себя никаких проблем, я даже не понимал что это отдельное общество. В общем-то те два года я продолжал считать себя просто нидерландцем.
…Я имею в виду что мои перемещения в ту пору даже не сподвигнули меня поразмышлять над этим вопросом, и к моему стыду, я не отдавал себе отчета в том что Антильские острова, это другой мир ».

Нравится мне тон его ответов: не противится интроспекции, не мудрствует лукаво, не стыдится парадоксов своих.

« Однако вернувшись в Амстердам после двух лет, я почувствовал себя не в своей тарелке. Я стал пытаться привлечь внимание белых. Стал выпрямлять волосы – хаха! позор – и одеваться в стиле английского колледжа. Скорее всего тогда-то и начались у меня кое-какие проблемы, раздор с родителями, пара эпизодов маргинальности и госпитализаций, но это другая история… »

Другая – говорит. Ой-ли?

« …Когда я пишу что я романтизировал свои взаимоотношения с окружением, я имею в виду что это я сам отождествлялся с тем нездоровыми что витает между разными слоями нидерландского королевства… блаблабла… Теперь я уже себя чувствую более удобно по отношению к своему двойному происхождению, и проецирую в окружающий мир то что с трудом когда-то удавалось соединять.
….Мулатия? ха ! Вот чего я действительно хочу, так это создать нечто конкретное, с чем все « они », и те и другие, могут чувствовать себя удобно. Пока ведь нас объединяет только эта наша королева, уважаемая и любимая всеми – хаха! позорище.
Если честно, то надо признаться что я сам себе создаю проблемы, так как мир в котором я живу предоставляет мне достаточно возможностей и я никогда не чувствовал никакой дискриминации.
…В итоге все таки, да, в основе того чем я занимаюсь, как я себя веду и кем я стал – мой метиссаж.

…К этим висячим земляным шарам я пришел на самом деле потому что мне нужно было придумать инсталляцию. Я давно уже вязал крючком такие трехмерные паутины которые покрывал мхом и травой… добавлять к этому растения можно было только так чтоб они были как-то в этом взвешены. Под рукой были горшки, органические, знаете – разлагающиеся. Вот от них и зародилась идея скорлупы вокруг корней, покрытой мхом и повязанной нитями на подобие все тех же паутин.

Ну вот, в общем-то, если не всё, то многое этим и сказано.

Цвета кожи, культуры, происхождения, ориентация, местности, отождествления – земляные шары, связанные потуже, соединенные вязанной крючком паутиной – попытка связать фрагменты внутреннего мира в единое целое…
Сублимация не есть ничто другое как перенаправление травмирующих, негативных переживаний, агрессивных влечений к конструктивным, востребованным, в общем социально приемлемым целям.

Сижу я, довязываю Федину историю, но не хватает одного еще ответа. Пишу-то я по русски, и читать будут русскоязычные. Как он отнесется к более чем возможной гомофобии, более того – ксенофобии?
Желаю-то я ему добра, успеха, множества заказов.

« Ха! Придется им принять меня таким какой я есть! »

Вот. Наш человек. Единомышленник, а это к цвету кожи не имеет никакого отношения.

Федор ван дер Вальк создает инсталляции, декорирует салоны, общественные помещения.
Творения его можно увидеть в бутике « Помпон » в Амстердаме.

Cet article est disponible ici en français.
Текст на французском языке и ещё несколько фотографий.

Ce diaporama nécessite JavaScript.

~ par ad Nob sur 12 avril 2011.

Laisser un commentaire

 
