Неопалимая Купина, Никола Фроман.

Неопалимая Купина, Никола Фроман.

В соборе Святого-Спасителя Экс-ан-Прованса хранится одна из самых замечательных работ провансальской школы XVв. Триптих написан в 1478 г. по заказу короля Рене, последнего графа Провансского. Выполнен он на дубовой доске 4х3м одним из последних мастеров провансальской школы. Изначально предназначенный для украшения королевской усыпальницы в церкви главного монастыря кармелитов, он был в 1803 перенесен в собор Спасителя.В закрытом виде триптих изображает Благовещение в технике оптической иллюзии. Слева архангел Гавриил держит в руке оливковую ветвь, символ мира. Богородица, услышав приветствие Архистратига, подняла глаза от Священного Писания.

По обеим сторонам доски раскрытого триптиха изображены заказчики: король Рене и королева Жанна. Оба молятся, коленопреклоненные, а за ними созерцают эту картину их святые покровители.Слева король Рене в одеянии каноника аббатства Св. Виктора, которое находиться в Марселе. Перед ним лежат, на ковре с гербами Сицилии, Арагона и Иерусалима, молитвенник и корона.За королем стоят его покровители, Св. Мария Магдалина, покровительница Прованса, Св. Антоний, отец всех монахов, покровитель Анжу, Св. Маврикий, сотник-мученик IIIв., покровитель ордена Полумесяца.Справа королева Жанна де Лаваль. Ее молитвенник лежит на ковре с гербами Лаваля, Бретании и Лотарингии. На оригинале часослов размером не более карманного издания, удивительно тонко раскрашен: четко читаются латинские стихи Благовещенской службы – « Радуйся, яко носиши Носящего вся Дево, в утробе имела еси Его же облака не отъемлют ». За королевой стоят Иоанн Богослов, благословляющий чашу со смертельным ядом, из которой вылетают три маленьких дракона обозначающие что отрава обезврежена, Св. Екатерина Александрийская, мученица IVв., покровительница мудрецов и философов, Св. Епископ Николай, покровитель Лотарингии, а рядом с ним трое воскрешенных им детей.

На самом верху картины Творец видимого и невидимого мира господствует надо всем и благословляет землю, которую он держит в руке. Он изображен в виде Старца, как символ мудрости и вечности. Вокруг Него располагаются в семи полукругах ряды золотых ангелов, восхищенно созерцающих и отражающих славу Божью. Господь смотрит на нас как будто озабоченно: доступны-ли нам пути его Промысла.в Нижнем правом углу лежит лукошко с завтраком Моисея: хлеб и вино – явный намек на дары будущего Моисея.У подножия горы два стада: одно состоит из одинаковых овечек, головы которых направленны к пастуху. Они пасутся на зеленой луговине, окруженной речкой, и мирно пьют воду. Это еврейский народ, Богом освобожденный от рабства и ведомый Моисеем к Обетованной Земле. Он обрел уверенность: о нем заботится Бог.Второе стадо ближе к нам находится за пределами загона. Разношерстные овцы, в полной растерянности, они смотрят во все стороны. Им нечего есть и пить, ибо почва бесплодна. Они символизируют все земные народы. Они еще не знают что происходящее относится к ним.Одна из них нетерпеливо ищет спасения за пределами картины. Она еще не заметила на краю картины крохотную улитку, проснувшуюся почуяв приближение воды – скромный намек на всеобщее спасение.Откуда же вытекает воде, которой все жаждут и которая орошает и оживляет собой все творение?Вернемся к центральной скале, к ее правому углу, откуда бьет источник живой воды. Имеется ввиду скала, которую ударил жезлом Моисей и из которой потекла вода, спасавшая народ от смертельной жажды в пустыне. Но, по словам апостола, эта скала и есть прообраз Христа. На кресте ведь Христу проткнули правый бок, из которого прыснула кровь и вода – та же живая вода, которой Спаситель хотел одарить самаритянку, а та не знала, о чем речь. Вытекающая из скалы вода – любовь Божья, жизнь в Боге, возвращенная человечеству, которое отошло от нее и томилось жаждой.

История спасения на этом не заканчивается: в верхней части картины раскладывается второй этап, завершающий предыдущий, старозаветный.Из скалы вырастают 12 стволов. Это 12 апостолов, избранных Христом и пришедших на смену 12 племенам Израилевым. Моисеева купина преобразовалась в прекрасное дерево – символ Церкви – служащее троном для сидящих на нем двух последних фигур: молодая женщина держит в руках младенца, представляя Его зрителям. Она и есть главное действующее лицо всей истории. Ее голова уже в небесах и сияет небесным цветом, который в нее вселился. Она словно молодая царица, сидящая на троне, из которого излучаются языки пламени.Художник вставил в нижнюю часть картины фразу раскрывающую смысл Благовещания:« Моисей уразуме в купине великое таинство девства твоего, пресвятая Богородице. »Огонь, это символ горячей любви Божьей, которая нисходит к человеку не чтобы его погубить, а для того, чтобы оживить его, не разрушая его природы. Итак, Мария исполненная Божьей любовью – Святым Духом – способна нести в своем чреве Сына Божьего, не потеряв девственности и став по истине Богоматерью.Она слегка наклоняет голову в сторону ангела, словно узнала его голос: это архангел Гавриил, который ей сообщил долгожданную весть: она избрана Богом, чтобы родить Мессию, Спасителя не только Израиля, но и всех земных народов.Прямо под Его изображением, – латинская цитата из библейской книги Притчей:« кто нашел меня, тот нашел жизнь и получит благодать от Господа. »Зритель призывается к активному прочтению картины. Он должен искать пути к Божьей Мудрости, в которую картина нас посвящает. Расшифровывая символический язык, он найдет путь к жизни в Боге и вечному спасению.Обрамление очень тонко зарисовано в золотых тонах в оптической иллюзии. Верхнюю часть картины замыкают с обеих сторон 12 коронованных фигур: то цари Иудейские, предки Христа. Все они потомки царя Давида, которому Бог обещал вечное потомство. Многие указывают пальцем на Младенца-Иисуса, которого Евангелие называет часто Сыном Давидовым. Древнее пророчество сбылось.

Publicités

~ par ad Nob sur 16 mars 2011.

Laisser un commentaire

Entrez vos coordonnées ci-dessous ou cliquez sur une icône pour vous connecter:

Logo WordPress.com

Vous commentez à l'aide de votre compte WordPress.com. Déconnexion / Changer )

Image Twitter

Vous commentez à l'aide de votre compte Twitter. Déconnexion / Changer )

Photo Facebook

Vous commentez à l'aide de votre compte Facebook. Déconnexion / Changer )

Photo Google+

Vous commentez à l'aide de votre compte Google+. Déconnexion / Changer )

Connexion à %s

 
%d blogueurs aiment cette page :